Глава I
ИРАН НАКАНУНЕ РЕФОРМ МИРЗЫ ТАГИ-ХАНА
Социально-экономическое и
политическое положение Ирана
С развитием капитализма в ведущих государствах
Европы начало усиливаться их политическое и экономическое проникновение в слаборазвитые
страны Азии, в том числе и в Иран. В начале XIX в. Иран превращается в один из основных
объектов возросшей экспансии Англии, России и Франции. Однако после поражения
Наполеона эта борьба продолжалась в основном между Англией и Россией.
В 1828 г. Россия заключила с Ираном
Туркманчайский договор, по которому ей, как наиболее благоприятствуемой
нации, были созданы условия для усиления политического и экономического
влияния в Иране. Укрепление экономических позиций проявлялось прежде всего в
расширении торговли между Ираном и Россией. Последняя ввозила в Иран
хлопчатобумажные ткани, металлические изделия, стекло, фарфор, хрусталь, чай,
кофе, сахар, соль, хлеб и другие товары. Иранский экспорт в Россию был
представлен в основном такими товарами, как хлопок, шелк, шерсть, шкуры, рис,
сухофрукты, рыба, икра, лекарственные травы. Вывозились и изделия ремесленников
– шерстяные и шелковые ткани, керманские шали, а также ковры, пользовавшиеся
широким спросом не только в России, но и в других странах Европы. Русские
экспортные товары (за исключением незначительного количества изделий
развивавшейся мануфактурной промышленности) не конкурировали с изделиями иранских
ремесленников и зарождавшейся мануфактуры. Это же подчеркивал К. Маркс:
"В противоположность английской, русская торговля, напротив, оставляет
незатронутой экономическую основу азиатского производства".
Развитие торговли с Россией, повышая спрос на
хлопок, шерсть, сухофрукты, ткани и другие товары, стимулировало экономическое
развитие северных районов Ирана. Через Россию Иран вел транзитную торговлю со
странами Западной Европы. Естественно, все это способствовало укреплению
экономических позиций России в Иране и усилению ее политического влияния, с чем
не могла примириться Англия, которая всячески противодействовала русской
политике в Иране. Она старалась добиться для себя привилегий, аналогичных
предоставленным России по Туркманчайскому договору.
Базой для расширения экономической экспансии
Англии на Среднем Востоке в 30-е годы XIX в. служило интенсивное развитие английской
промышленности, которая испытывала потребность в дополнительных рынках сбыта. "Острая необходимость беспрерывного расширения торговли, –
писал Ф. Энгельс, – этот рок, который словно привидение преследует современную
Англию и, если его тотчас не умилостивить, вызывает ужасные потрясения,
распространяющиеся на всем протяжении от Нью-Йорка до Кантона и от Петербурга
до Сиднея, - эта неумолимая необходимость принуждает английскую торговлю
наступать на Внутреннюю Азию одновременно с двух сторон: с Индии и с Черного
моря".
Стремясь стать мастерской мира", превратить
другие страны, в том числе и Иран, в рынок сбыта своих промышленных изделий я
источник сырья и продовольствия, Англия не ограничивается проникновением в
Иран через его южные области Ост-Индской компании. Правительство
Великобритании приступает к активному освоению северных областей страны. Важным
путем проникновения английских товаров становится дорога через Трабзон-Эрзурум-Тебриз.
И. Бларамберг отмечал, что с использованием этого
пути торговля Тебриза развилась до высокой степени. В 1833 г. через Трабзон в
Тебриз было провезено европейских товаров на 15 млн. руб., а в 1836 г. - на 40
млн.руб. . С 30-х годов XIX в., стал
увеличиваться ввоз в Иран английских текстильных товаров, который, по данным
Шостаковича, составлял свыше 90% всего импорта.
Англия торговала на иранских рынках только
изделиями своей фабрично-заводской промышленности. Экспортируя промышленные
изделия, англичане "для угождения... персидским вкусам заказывали рисунки
ситцев персидским живописцам и уже по этим рисункам приготовляли материал в
Англии". "Огромное количество бумажных тканей, привозимых ежегодно
из Англии в Константинополь, имело лучший сбыт в Персии". В результате
английской экономической экспансии со второй половины 30-х годов XIX в.
основными районами влияния России становятся прикаспийские провинции Ирана, где
английская конкуренция была слабее, чем в Иранском Азербайджане.
Англия все больше оттесняла Россию с рынков не
только Ирана, но и других стран Востока. Если в 1829 г. русский экспорт в Иран
и Турцию оценивался в 8 млн. руб., то через 10 лет он сократился более чем
вдвое - до 3890 тыс. руб.
В 1835 г. между английским посланником Эллисом и
иранским правительством велись переговоры о предоставлении Англии прав,
аналогичных полученным Россией по Туркманчайскому договору. Однако в 1836 г.
иранский шах, предоставив купцам британской нации ряд льгот,
в частности право "ввозить свои товары во владения Персии и распоряжаться ими в условиях совершенной
безопасности и доверия, платить чиновникам иранского правительства такие же
общеустановленные пошлины за свои товары, какие уплачивались в настоящее время купцами
русского государства", отказался заключить новый торговый договор.
Полностью аналогичных с Россией прав Англии
удалось добиться, используя гератский конфликт 1837-1838 гг. Герат был местом
пересечения важнейших путей, крупным "стратегическим центром всей
области", лежащей между Персидским заливом, Каспийским морем, Сырдарьей на
западе и севере и рекой Инд на востоке. Включить Герат в сферу своего влияния
стремились как Россия, так и Англия.
Препятствуя распространению влияния Ирана на Герат, Англия постоянно
провоцировала его правителей к неповиновению иранскому правительству. Россия же
содействовала тому, чтобы Герат оставался владением Ирана
Помимо той важной роли, которую Герат играл в
англо-русском соперничестве, он был причиной и ирано-афганских противоречий.
Обострению этих противоречий в немалой степени способствовали англичане,
которые подстрекали правителя Герата Камран-мирзу к
захвату Кабульского и Кандагарского ханств в
Афганистане.
В 1837 г. иранский шах предпринял поход на
Герат, что вызвало резкое обострение отношений между Англией и Ираном. Военная
эскадра Англии захватила иранский остров Харк в
Персидском заливе. Дипломатические отношения с Ираном были разорваны. Под угрозой • войны с Англией в декабре 1838
г. началось отступление иранских войск от Герата. В октябре 1841 г. под
давлением английской дипломатии правительство Ирана было вынуждено пойти на
заключение англо-иранского договора, который предоставлял Великобритании права
наибольшего благоприятствования. Торговый договор освобождал английских купцов
от уплаты различного рода внутренних таможенных пошлин. Экспортно-импортная
пошлина устанавливалась в размере 5% стоимости товара. Предоставлялось право на
основание английских торговых агентств в Тегеране и
Тебризе, помимо уже существовавшего в Бендер-Бушире.
Английские подданные получали право экстерриториальности. В 1845 г. аналогичные привилегии получили Франция,
Австрия и другие европейские государства.
Англо-иранский договор 1841 г. способствовал
наводнению иранского рынка дешевыми промышленными изделиями Англии. В начале
40-х годов "Журнал мануфактур и торговли" писал: "Известно, что
английские бумажные ткани в Персии в большом употреблении
как по своей дешевизне, так и потому, что англичане, проживающие долгое время в
Персии, умели хорошо приноровиться к вкусу персиан".
Широкое распространение в стране изделий английской текстильной промышленности
отмечал и И.Бларамберг.
В конце 40-х годов в Тебризе и Тегеране были
открыты торговые дома братьев Стивене. Одновременно был основан и торговый дом
братьев Берджесс. Эти торговые дома явились центрами,
через которые проходила основная часть ввозимых в Иран изделий. В конце 30-х
годов были открыты представительства торговых фирм Ф. Ралли, Главани, Стефанович и др. Они торговали главным образом (на
95%) изделиями английской текстильной промышленности. Что касается вывоза товаров
в Иран русскими купцами, то он значительно сократился даже на севере страны. По
сведениям "Журнала мануфактур и торговли", к середине 1846 г. из
России в Тебриз русскими подданными было ввезено товаров в два раза меньше, чем
в 1845 г.
Наводнение иранского рынка иностранными, главным
образом английскими, товарами оказывало отрицательное воздействие на развитие
торговли и ремесел.
В первой половине XIX в. в Иране наиболее развита была домашняя
промышленность в деревне. Были широко распространены ткачество, шелководство и
ковровое дело. Домашние ремесла, ковроткачество, изготовление войлока и
различных грубых тканей были распространены и среди многих кочевых племен.
Часть продукции ремесленников поступала на
рынок, что свидетельствовало о разложении натурального хозяйства и развитии
товарно-денежных отношений. К середине XIX в. в экономически наиболее развитых
областях и в районах вблизи городов крестьяне были связаны с рынком. К этому их вынуждало постепенное
распространение феодальной ренты в денежной форме. В дальнейшем, в конце XIX в., в результате
развития товарно-денежных отношений система натурального хозяйства
разрушается, сохранившись лишь в наиболее отсталых районах.
Гораздо теснее стала связь между ремеслом и
рынком. В начале XIX
в. торговля и ремесло в Иране еще не были окончательно отделены друг от друга.
В первой половине XIX
в. торговлей занимались главным образом мелкие купцы, тесно связанные с
ремесленниками. Как свидетельствуют многие путешественники и исследователи, в
этот период в городах существовало развитое ремесло, продукция которого играла
большую роль на внутреннем рынке и даже экспортировалась за границу. Важнейшими
центрами торговли и ремесленного производства были: Йезд, который славился
своими шелковыми изделиями, вывозившимися в Индию и Бухару; Кашан, где
создавались ковры, хлопчатобумажные, бархатные, шелковые и парчовые ткани, а
также изделия из меди, железа, золота и серебра; Кум, специализировавшийся на
выделке шелковых платков и шалей; Хамадан, известный кожевенными мастерскими и
шерстобитнями; Исфахан, центр внутренней торговли, производивший шелковые,
хлопчатобумажные и шерстяные ткани; Керман, где выделывались ковры, шали,
шерстяные платки, изделия из козьего пуха (преимущественно на экспорт). В
Тебризе и Реште были шелкоткацкие фабрики, продукция которых потреблялась не
только в Иране, но и вывозилась в Россию, Турцию и другие страны.
Основным типом ремесленного заведения в Иране
была небольшая кустарная мастерская. "Фабричные производства в Персии, –
писал И. Березин, вероятнее всего, имея в виду ремесленное производство, – совсем
не представляют той обширности, какую они имеют в Европе. Вы входите на
персидскую фабрику ковров или шалей и видите пять-шесть человек, сидящих на
полу за станками в пустой и темной комнате".
Как правило, вся семья ремесленника участвовала
в производстве. "В
Персии, – отмечал И. Березин, – не существуют большие мануфактуры, как у нас в
Европе". По описанию И.
Бларамберга, "каждый частный человек, предаваясь какому-нибудь
ремеслу или искусству, упражняется в нем с семейством. Заведение у него всегда
соразмерно с числом рук, которыми он может располагать, не прибегая к наемным
рабочим". Вместе с тем следует отметить, что в Иране в рассматриваемый
период начали появляться сравнительно крупные кустарные предприятия, которые
авторы того времени нередко называли фабриками. Так, первый секретарь
Российской миссии в Тегеране К. Боде писал об одном из центров текстильного
производства: "Боруджерд – настоящий Манчестер Персии, в нем находится
более 5О ситцевых фабрик".
М.С. Иванов считает, что "к середине XIX в. Иран имел уже зачатки капиталистического
способа производства", а именно: "начала появляться капиталистическая
простая кооперация" и "рассеянные мануфактуры с разделением труда".
Такой же точки зрения фактически придерживается и В.С. Глуходед, который
подчеркивает, что в промышленности
Ирана в рассматриваемый период уже "появляются начальные признаки
зарождения капиталистического предпринимательства".
Усиление проникновения в страну иностранных
товаров наносило тяжелый удар по ремеслу, продукция которого не выдерживала
конкуренции с западноевропейскими, главным образом английскими, товарами,
продававшимися в два-три раза дешевле, чем товары местного производства. И.
Бларамберг писал: "Введение ситца в Персию имело пагубные последствия для
самого края, фабрики которого пришли мало-помалу в совершенный упадок, не быв в
состоянии поддержать соперничество с дешевыми произведениями европейских
фабрик".
Конкуренция иностранных товаров создавала
серьезные препятствия на пути перерастания ремесла в более высокие формы
производства. В результате путь к развитию капиталистических мануфактур и
фабрик оказывался закрытым. По данным М.С. Иванова, небольшие мастерские и
рассеянные мануфактуры, которые делали "первые шаги в области разделения
труда и повышения его производительности", не выдерживая конкуренции с
западноевропейскими дешевыми фабричными товарами, разорялись. Открывшиеся в
середине XIX в. близ Тегерана бумагопрядильная, шелкоткацкая
и хлопчатобумажная фабрики, а также стекольный завод вскоре вынуждены были
закрыться. Ряд отраслей ремесла, в частности текстильная, оказались в состоянии
почти полного разорения. "Ввоз иностранной мануфактуры имел такое же влияние
на китайскую промышленность, какое он оказывал на промышленность Малой Азии,
Персии и Индии. В Китае прядильщики и ткачи сильно пострадали от этой
иностранной конкуренции, и это вызвало соответствующие потрясения по всей
стране". Разорение ремесла и упадок торговли в Иране способствовали
обострению социальных противоречий, вылившихся в бабидские восстания 1848-1852
гг. Вместе с тем разрушение ремесла вело к гибели зарождавшейся национальной
промышленности, что в дальнейшем предопределило подчинение страны интересам
иностранного капитала.
Усиление проникновения иностранных товаров,
сопровождавшееся распространением товарно-денежных отношений в иранской
деревне, оказывало воздействие на натуральное сельское хозяйство. Расширялись
связи с рынком. Это, особенно в областях, охваченных товарно-денежными
отношениями (Азербайджане, Гиляне, Мазендеране, Фарсе, Исфахане), в свою
очередь, вызывало изменения в социальной базе сельского хозяйства. Изменения в
сфере землевладения проявлялись в превращении части условных титульных
пожалований из пожизненных в наследственные, в появлении немалого числа
частных "мулькадарских владений". В этот период наблюдалось также
расширение купли-продажи земельных владений, включая и наследственные, о чем
свидетельствует, в частности, секретарь комиссии по турецко-персидскому
разграничению 1849-1852 гг. М. Гамазов, который писал, что в 1851 г. Реза
Кули-хан урмийский продал за 100 туманов половину деревни Балулан старшине
харкийцев Хадже Аге. В 1845 г. мирзой Абдуллой была продана шейху Ахмеду
Харкийскому деревня Шебан и т.д. В результате в Иране наряду с ленным
образовался новый тип землевладения, основанный фактически не столько на
ленном праве, сколько на праве частной собственности на землю.
"Новые
помещики" нередко переходили на производство высокотоварных культур
(хлопок, рис, кунжут, лен, виноград). В отдельных хозяйствах развивалось кустарно-ремесленное
производство, была налажена переработка сельскохозяйственного сырья.
Значительная часть продукции поступала на рынки. Однако число такого рода
хозяйств было сравнительно невелико. В целом сельское хозяйство Ирана во второй
четверти XIX
в. сохраняло натуральный характер. Землевладельцы, стремясь к увеличению
поставок продукции сельского хозяйства на рынок, усиливали эксплуатацию крестьян
и зачастую взимали с них от 1/3 до 2/3, а в некоторых местностях и до 4/5 урожая.
К концу 40~х годов XIX в. положение экономики Ирана было крайне
тяжелым. Характеризовавшаяся господством феодальных отношений и очень низким
уровнем развития производительных сил, она переживала упадок, который в
значительной степени усугублялся усилившимся во второй четверти XIX в. проникновением
иностранных держав. Еще в 30-е годы XIX в. очевидцы отмечали, что в отдельных районах, "равно как и
во всей Персии, видны признаки всеобщего упадка промышленности, наук и
торговли. Если в правлении не сделается скоро какой-нибудь счастливой перемены,
то разрушение неминуемо".
Положение усугублялось господством откупной
системы, сокращавшей приток средств в казну, тяжелыми поборами на содержание
армии, шахского двора, местных губернаторов, постоянными междоусобицами и т.д.
Развитию внешней и внутренней торговли мешали таможенные барьеры и пошлины,
плохое состояние дорог и грабежи, произвол феодалов и многое другое.
Страна переживала и политический упадок, что
проявилось в ослаблении государственной власти, в дезорганизации и падении
боеспособности армии. Шах, его министры, губернаторы и ханы фактически превратились
в послушных проводников политики иностранных держав и почти ничего не
предпринимали для развития страны. Как писал И.
Березин, "отсутствие гражданской свободы, личной
неприкосновенности, неимение правосудия и малейшей тени самостоятельности
давило и унижало народ в моральном отношении, причем останавливалось и развитие
материального богатства".
В стране процветали коррупция, взяточничество,
казнокрадство государственных чиновников и служащих. Государственная казна
была фактически пуста. Огромная задолженность казны служащим и армии вызывала
недовольство последних. Мятежи и беспорядки в армейских частях из-за неуплаты
жалованья были обычным явлением.
Крайнее ослабление центральной власти
способствовало усилению феодального сепаратизма, который серьезно угрожал
государственной целостности и самому существованию Ирана. "Персия так
давно подвержена всем неприятностям междоусобных раздоров, – отмечали очевидцы,
– что начальники отдельных областей не считают политическим преступлением
противиться законной власти, если только они в состоянии противустать
ей".
Шах иногда даже поощрял междоусобную борьбу
феодалов из-за опасения усиления отдельных ханов. Выступления местных
феодалов, особенно на окраинах, а также ханов кочевых племен были часты. Это
признавали представители иностранных держав. Английский посол полковник
Фаррант отмечал, что жители таких крупных провинций, как Исфахан, Фарс и ряд
других, "все более не признают власть шаха, и их разбои и грабежи становятся
слишком частыми". Однако представители европейских держав, в частности
Англии, всячески поддерживали сепаратизм с целью укрепления своих позиций. На
юге Ирана они заключали соглашения с ханами племен, выплачивая им денежные
субсидии и снабжая оружием, на севере – постоянно провоцировали к мятежу
против центральных властей правителей Хорасана. В 1846 г. в результате подстрекательств и при
поддержке англичан был поднят мятеж одним из правителей Хорасана -
Салар-ханом.
"Новые
помещики" (а также иранское купечество), связанные с внешним рынком, были
заинтересованы в установлении порядка, ликвидации феодальной раздробленности,
укреплении центральной власти, улучшении финансовой системы и судопроизводства,
путей сообщения, в ликвидации самоуправства правителей областей и разбоев. Кроме
того, купечество выражало недовольство льготами, предоставляемыми иностранным
торговым фирмам. Крупное купечество, давая взятки и делая различные подношения
властям, пользовалось определенными привилегиями.
Недовольство названных социальных слоев
сочеталось с возмущением ремесленников, разорявшихся в результате конкуренции
европейских товаров, а также низшего духовенства, значительное большинство
которого в поисках средств к существованию нередко было вынуждено заниматься
торговлей или ремеслом.
Все тяготы, порожденные хаосом и произволом,
ложились бременем на плечи трудового населения, положение которого заметно
ухудшилось к середине XIX
в. По свидетельству очевидцев, жизнь в иранской деревне того времени была
необыкновенно тяжелой. И. Березин, например, писал: "Дом в деревне по
большей части не заслуживает такого названия, это мазанка из земли с каменьями
или с нежжеными кирпичами, совершенно без окон, с одной дверью ... масса всяких насекомых, дым и холод". В
деревнях часто вспыхивали эпидемии. Так, в 1830 г. от холеры погибло более
четверти населения Гиляна (100 тыс.
человек). В тяжелом положении находились и жители других городов и
провинций – Талыша, Мазендерана.
К концу 40-х годов усилилось бегство крестьян в
города, где они попадали не в лучшие условия. Резкое обострение социальных
противоречий получило отражение в массовых стихийных выступлениях. В 1847 г. в
Исфахане происходили волнения среди городской бедноты – лути. В 1848-1852 гг.
по Ирану прокатилась волна народных выступлений, известных как бабидские
восстания.
Восстания возглавила религиозная секта бабидов,
приверженцев и последователей основателя этой секты, уроженца Шираза сеида Али
Мохаммада, называемого Бабом (Вратами). Расхождения бабизма с ортодоксальным
шиизмом, который использовался правящими кругами для укрепления своей власти,
являлись отражением недовольства трудящихся усилением феодального гнета. Формой
оппозиции феодализму был и бабизм – религиозное течение, ставшее идеологией
восставших масс.
Бабизм не был лишь учением самого Баба Под
бабизмом необходимо понимать идеологию, выработанную учениками и приверженцами
Баба. Ученики Баба во многом изменили его учение и явились вдохновителями и
организаторами народных восстаний. Многие идеи самого Баба были заимствованы
из других религиозных учений. "Извлекая из древнейших источников
национальные идеи и заимствуя в широких размерах иноземные идеи, – отмечал
Берар, – Баб прививал иранскому исламу экстатические концепции Индии,
мистическое умиление христианства и
несколько теорий или гипотез современной Европы".
Свое учение Баб изложил в книге "Беян"
("Откровение"). В задачи автора не входит подробное изложение этого
учения. Нет необходимости также останавливаться и на религиозно-обрядовой стороне
учения. Достаточно лишь напомнить, что она не представляла значительных
отклонений от шиизма. Основные отклонения были те же, что и у шейхитов, которые
считали, что среди людей всегда имеется посредник между ними и двенадцатым
имамом Махди, В этом посреднике воплощен дух одного из мусульманских святых, и
все проповедуемое им является волеизъявлением бога. О том, что учение Баба
зародилось в недрах шейхизма, основателем которого был Шейх Ахмад Ахсан,
проповедовавший свое учение в Кербеле и Неджефе в начале XIX
в., свидетельствует собственное признание Баба. В
"Беяне" он говорил, что до него было два "баба":
"Шейх Ахмад Ахсан и его последователь, сеид Казем Риштия". Баб был
учеником последнего и неоднократно называл его "своим почтенным
учителем".
В развитии учения Баба можно выделить три
основных периода. В первом Баб выступает как глава секты шейхитов и развивает
учение шейхизма. Второй относится к переходу Баба с позиций религиозного
сектантства на позицию религиозного реформаторства. Третий - период оформления
бабизма как идеологии восставших масс, которые ставили вопрос о насильственном
изменении феодального строя.
В первый период, продолжая традиции шейхитов,
Баб считал основной своей задачей воспитать в человеке "добрые"
качества, учил тому, что "царство ожидаемого Махди не материальное, а
духовное". В этот период Баб выступал прежде всего как философ, задачей
которого было указать путь нравственной, добродетельной жизни. Учениями о
необходимости "любить своего ближнего", стремиться "к области
истины и сознательной свободе". Баб думал преобразовать жизнь не через
изменение ее самой, а лишь через отношение к ней человека. Он
"проповедовал самоусовершенствование через самоуглубление и самопознавание,
восхваляя преимущества духовной созерцательной жизни", " и не
отличался ничем особенным, кроме необыкновенной в его годы серьезности,
замечательно нравственной жизни, мечтательного темперамента и чрезвычайно
мягких манер, которые невольно привлекали к нему всякого, с кем он имел
дело". Вокруг Баба создался ореол святости.
Уже в тот период он не только выступал как
проповедник праведной жизни, но и обличал высшее духовенство, все пороки
общественной жизни Ирана. Баб призывал к очищению Корана от искажений. Взяв за
основу своего учения идею цикличности развития мира, Баб учил, что оно
происходит в результате божественных откровений, каждое из которых отменяет
предшествовавшее. Он говорил, "что никакое откровение не может быть
окончательным, а представляет ту долю истины, которую человечество в состоянии
принять при данной степени его развития".
Таким образом, Баб делал попытку разбить догму
мусульманской исключительности, внося свою догму – "своеобразно понятую
идею прогресса, которая выражается в смене циклов божественного откровения...
внес качественно новое". Оно заключалось в выводе о возможности реформы
ислама и замены его новой религией. Основные положения его учения содержали
требования внести в Коран и шариат изменения, призванные облегчить
"страдания народа". Старые законы, по мнению Баба, были поставлены на
службу ханам и улемам, которым была чужда справедливость. Он выступал против
засилья высшего духовенства, поскольку улемы и муджтахиды исказили ислам, превратили
его в догму и следуют букве, а не духу ислама. "Чистая волна мусульманских
законов, – считал Али Мохаммад, – так загрязнена спорами и препирательствами
муджтахидов, что от них осталось одно название".
Борьба Баба с засильем духовенства отражала
недовольство народных масс условиями жизни, системой феодальных отношений,
феодальным гнетом. Однако изменение этой системы трактовалось им как изменение
религиозной надстройки - ислама, который, являясь идеологическим оправданием
системы феодальных отношений, представлял собой идеологию господствующего
класса.
В 1844 г. Али Мохаммад провозгласил себя Бабом,
а в 1847 г. объявил себя уже самим Махди. В том же году был написан и
"Беян". Но это произведение стало широко известно лишь в 1850 г.,
т.е. в разгар бабидских восстаний. Язык "Откровений" Баба, полный мистических
аллегорий, непонятных не только неграмотному народу, но и всем, кто незнаком со
специфическими персидскими религиозными терминами, был крайне труден. Для
понимания идей Баба простым народом, "для того, чтобы быть сознательным
бабидом, надо быть способным к некоторому философскому мышлению, – указывает
Цветков, – а это не удел массы".
Баб лишь постепенно объяснял сущность своего
учения; для большинства же она до самого конца осталась непонятной. Учение
Баба смогло стать доступным для народа лишь в популярном изложении его
учеников, иногда в вольной трактовке. Туманность и неясность представлений о
будущем царстве, провозглашенном в учении, позволяли участникам бабидского
движения толковать и представлять это царство по-своему. Али Мохаммад
провозглашал царство справедливости, из которого предполагалось изгнать
иностранцев и небабидов. Царство бабидов следовало установить в пяти провинциях
Ирана: Азербайджане, Мазендеране, Персидском Иране, Фарсе и Хорасане. Баб
стремился оградить царство от внешнего влияния. За исключением паломничества,
выезд бабидов за границу запрещался. Основным занятием жителей царства должна
была стать торговля. Поощрялись и другие занятия, но воспрещались
непроизводительные: изучение логики, философии, грамматики, юриспруденции и
т.п. Проповедовалось равенство женщин и гуманное отношение к детям.
Многие положения учения Баба посвящены защите
прав человека, недопустимости какого бы то ни было насилия над человеческой
личностью. В этих требованиях вырисовывались социальные устремления Баба, направленные
прежде всего на обеспечение прав личности и собственности в Иране. Все это
показывает классовую сущность учения Баба. Его идеология отражала интересы
иранского купечества и ремесленников. Торговцы и ремесленники были призваны
играть ведущую роль в новом государстве. Идеология торговцев и мелких товаропроизводителей
выступает и в целом ряде других положений учения Баба.
В противоположность Корану учение Баба
провозглашало законность взимания ростовщического процента, обязательность
уплаты долгов, гарантию безопасности личности и собственности, соблюдение тайны
торговой переписки, введение единой денежной меры, развитие путей сообщения и
т.д. Возможность ростовщичества в царстве бабидов отражала тесную связь,
существовавшую в Иране между торговым и ростовщическим капиталом.
Баб предполагал имущественное неравенство в
своем царстве. Он ограничивался лишь уравнением прав бабидов перед законом.
Однако антифеодальная направленность учения Баба отражала интересы и других
социальных слоев, которые больше, чем иранское купечество, были заинтересованы
в уничтожении феодальных отношений. Вместе с тем учение Али Мохаммада отличала
общая гуманистическая направленность, типичная для религиозных антифеодальных
течений. Основным принципом будущего царства выдвигалось: "не причинять
человеку вреда и зла, но делать добро". Этот принцип, ставший критерием
идей равенства и социальной справедливости в учении Баба, в ходе бабидского
движения был развит его соратниками и получил конкретное выражение в требованиях
отмены частной собственности и установления общности имущества, освобождения от
налогов и податей и т.д. Принципы бабидов привлекли к ним широкие слои
иранского населения и стали идейным знаменем массовых народных выступлений.
Известно, что Баб нигде не говорил о вооруженной
борьбе народа. Вопрос о вооруженной борьбе за построение нового царства был
выдвинут его учениками, которые в развитии учения Баба пошли гораздо дальше. Об
изменениях, внесенных учениками, говорит М.С. Иванов: "Те ученики Баба (особенно
хаджи Мухаммед Али Барфурушский), которые стояли ближе к крестьянству и
городской бедноте и затем оказались во главе восстаний этих слоев населения,
впоследствии внесли значительные изменения в учение Баба". Далее
М.С. Иванов указывает, что в лице
Мухаммеда Али Барфурушского и его соратников крестьяне и городские низы
"нашли свода идеологов и руководителей, которых им так недоставало
раньше".
Большая часть учеников Баба принадлежала к
низшему и среднему духовенству, по положению близкому к угнетенным,
эксплуатируемым массам. Среди представителей низшего духовенства часто были
выходцы из народа. Так, мулла Мухаммад Али Барфурушский вырос в семье крестьянина.
Иранское низшее духовенство выдвинуло из своей среды не только организаторов и
руководителей, но и идеологов бабидских восстаний. Кроме того, оно представляло
собой более грамотную, близкую к народным массам, часть иранского населения.
Представители низшего духовенства смогли изложить в доступной форме и развить
религиозно-философские воззрения Баба.
Разница между учением Баба и бабизмом
определялась их различной социально-экономической сущностью. Учение Баба было
прежде всего идеологией торговой буржуазии, тесно связанной с ремеслом. Бабизм
же отражал интересы иранских ремесленников, крестьянства и низшего духовенства,
идеологию эксплуатируемых и угнетенных масс. Объединение учения Баба с бабизмом
было возможно и произошло в силу общей направленности против феодальной
эксплуатации и усилившегося проникновения иностранных держав.
В 40-х годах XIX в. в экономически наиболее развитых областях
Ирана – Азербайджане, Мазендеране, Хорасане, Фарсе вспыхивают стихийные
выступления ремесленников и городской бедноты. Эти восстания, отражавшие
недовольство невыносимыми условиями существования, не были оформленным,
сознательным протестом, а носили неорганизованный характер и быстро
подавлялись шахским правительством. Выступления принимали организованную форму
лишь тогда, когда их объединяла общая идеология, как это было в бабизме,
который сплотил отдельные выступления в общую волну народных восстаний.
В сентябре 1848 г. скончался Мохаммад-шах.
Наследник престола принц Насер эд-Дин находился в это время за пределами
столицы. По установившейся традиции он правил одной из наиболее крупных провинций
– Азербайджаном. Между тем бабиды, используя замешательство властей, решили
предпринять попытку реализации своих идей. В октябре 1848 г. в Барфуруше,
собрав около 700 своих сторонников, они готовили вооруженное выступление. В
этот же период в Хорасане, Кермане, Исфахане, Ширазе и Йезде стихийно вспыхнули
восстания против местных властей.
Такова была в общих чертах обстановка в Иране
накануне вступления на престол нового шаха.