История восточной философии.




В. И. Ожогин

Классическая философия Китая

I.    Тематика лекций

1.   Методологические проблемы изучения китайской философии. Специфика «иероглифического мышления».

2.   Краткий обзор основных источников и исследований. Культурологические и текстологические проблемы понимания классической литературы.

3.   Вопросы этно- и культурогенеза китайской цивилизации. Принципы исторической периодизации китайской философии.

4.   Классификация основных философских школ периодов Чунь цю и Чжань го (VIII - III вв. до н.э.): жу цзя, дао цзя, инь-ян цзя, мо цзя, мин цзя и фа цзя.

5.   Общий мифопоэтический и натурфилософский субстрат древнекитайских философских учений. Система канонов «У цзин» и концепты инь-ян, у син, тай цзи, тянь, дэ.

6.   Мифологические, исторические и религиозно-этические аспекты «Ши цзин» и «Шу цзин».

1.   Значение «И цзин» в становлении общекитайской философской методологии. Проблемы логики и нумерологии.

2.   Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.): судьба, учение, традиция. Концепты чжи, ли, и, жэнь. Принципы чжэн мин, чжун юн, цзюнь цзы.

3.   Мэн-цзы (ок. 372 - 289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (ок. 313 - 238 гг. до н.э.): проблема преемственности и эволюции конфуцианской доктрины.

4.   Истоки формирования даосской традиции и основные аспекты учения Лао-цзы (VI - V вв. до н.э.) и Чжуан-цзы (369 - 286 гг. до н.э.). Понятия дао, дэ, цзы жань, у вэй, хэ, шэн жэнь.

5.   Мо Ди (479 - 400 гг. н.э.): учение о «всеобщей любви», почитании мудрости и основаниях правильного рассуждения.

6.   Школа легизма и теория социального управления Шан Яна (390 - 338 гг. до н.э.).

7.   Хань Фэй (ок. 280 - 233 гг. до н.э.) и проблема конфуцианско-легистско-даосского синкретизма.

8.   Основные школы китайского буддизма периодов Суй и Тан (VI - X вв. н.э.): сань лунь, тянь тай, хуа янь, фа сян, цзин ту, чань.

9.   Северная и южная школы чань: общие идеи и принципиальные различия. Хуэйнэн (638 - 713 гг.) и Линьцзы (ум. ок. 866 г.).

10. Эволюция конфуцианской традиции в средние века и завершение классического периода в оформлении системы «сань цзяо». Неоконфуцианство: Чжу Си (1130 - 1200 гг.) и Ван Янмин (1472 - 1529 гг.).

11. Китайская традиция и западная мысль: диалог культур. Ху Ши (1891 - 1962 гг.) и Фэн Юлань (1895 - 1990 гг.).

 

II. Основная литература

1.   Источники

1.   «Каталог гор и морей» (Шаньхайцзин). М., 1977.

2.   Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. с кит. А. Штукина. М., 1987.

3.   Шу цзин / Пер. С. Кучеры // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. М., 1972.

4.   Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»: 2-е изд., испр. и доп. Под ред. А. И. Кобзева. М., 1993.

5.   Чжоу Цзунхуа. Дао И-Цзина. Киев, 1996.

6.   И цзин – Чжоу И. Система Перемен – Циклические Перемены / Перев. с кит. Б. Б. Виногродского / Сост. В. Б. Курносовой. М., 1999.

7.   Дун Чжуншу. Смысл пяти элементов (У син) // Чунь цю фань-лу / Пер. А. С. Мартынова // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

8.   Сыма Цянь. Предисловие придворного историографа // Ши цзи // Древнекитайсккая философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. М., 1973.

9.   Сыма Цянь. Ле чжуань // Сыма Цянь. Исторические записки: («Шицзи»): Т. VII. Пер. с кит., предисл. Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина, коммент. Р. В. Вяткина. М., 1996.

10. Трактат Сыма о «Шести школах» // Кроль Ю. Л. Рассуждения Сыма о «Шести школах» // Китай: история, культура и историография. М., 1977.

11. Бань Гу. Литературные произведения (философские школы) / Пер. Е. П. Синицына // Древнекитайская философия. Эпоха Хань.

12. Лунь юй / Пер. В. А. Кривцова // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.

13. Луньюй // Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И. И. Семененко. М., 1995.

14. Лунь юй // Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй. М., 1998.

15. «Беседы и суждения» («Лунь юй») // Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.

16. Беседы и суждения Конфуция./ Сост., прим. и ред. Р. В. Грищенкова. СПб., 2001.

17. Попов П. С. Китайский философ Мэн-цзы. Перевод с китайского, снабженный примечаниями. Репринт. изд. Послесл. Л. С. Переломова. М., 1998.

18. Мэн-цзы / Пер. Л. И. Думана // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.

19. «Ли цзи»: перевод второй главы («Цюй ли») (Фрагменты) / И. Б. Кейдун // Религиоведение. 2001. № 2.

20. «Ли цзи»: перевод двенадцатой главы («Нэй цзэ») (Фрагменты) / И. Б. Кейдун // Религиоведение. 2002. № 1.

21. Сунь-цзы // Китайская военная стратегия /Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

22. У-цзы // Китайская военная стратегия /Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

23. Сюнь-цзы / Пер. В.Ф. Феоктистова // Там же.

24. Дао дэ цзин / Пер. Ян Хин-шун // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.

25. Лао-цзы. Трактат о Пути и Потенции. / Пер. Б. Б. Виногродского // Антология даосской философии. М., 1994.

26. Дао дэ цзин // Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». / Сост., перв., иссл. и примеч. А. А. Маслова. М., 1996.

27. «Канон Дао и Дэ» («Дао дэ цзин») // Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.

28. Лао-цзы / Пер. И. С. Лисевича. М., 2004.

29. Дао-Дэ цзин, Ле-цзы, Гуань-цзы: Даосские каноны / Перевод, вступит.ст., комм. В. В. Малявина. М., 2002.

30. Чжуан-цзы / Пер. С. Кучеры // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.

31. Чжуанцзы // Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л. Д. Позднеевой. СПб., 1994.

32. Чжуан-цзы // Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В. В. Малявина. М., 1995.

33. Чжуан-цзы: Даосские каноны / Пер., вступит. ст., коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

34. Хуайнань Цзы. Учителя из южного заречья. Перевод Л. Померанцевой // Дао дэ цзин. Книга пути и благодати. М., 2001.

35. Мо-цзы / Пер. М. Л. Титаренко // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.

36. Схематизация и перевод главы «Сяоцюй» трактата «Мо-цзы» // Спирин В. С. Построение древнекитайских текстов. М., 1976. С. 146-155.

37. Шан цзюнь шу / Пер. Л. С. Переломова // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2.

38. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. с кит., вступ. ст , коммент. и послесл. Л. С. Переломова. М., 1993.

39. Хань Фэй-цзы / Пер. Е. П. Синицына // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2.

40. Хань Юй. О кости Будды // Хань Юй и Лю Цзун-юань. Избранное. Пер. с кит. И. Соколовой. М., 1979.

41. Трактат о пробуждении веры в Махаяну // Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинова. СПб., 2001.

42. Цзун-ми. О началах человека // Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинова. СПб., 2001.

43. Хун-Жэнь. Трактат об основах совершенствования сознания // Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинова. СПб., 2001.

44. Афоризмы старого Китая. / Пер. с кит. В. В. Малявина. М., 1988.

45. Наставления первого патриарха (Бодхидхармы); Сутра помоста шестого патриарха Хуэйнэна; Речения Мацзу; Речения с Лазурного утеса // Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае./ Сост., пер., иссл. и комм. А. А. Маслова. М., 2000.

46. Лю-цзу тань-цзин (Сутра Помоста шестого патриарха [Хуэйнэна]) // Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С.175-227.

47. Линьцзи-лу (Записи бесед Линьцзи) // Там же.

48. Записи бесед «мудростью освещающего» наставника чань Линь-цзи из области Чжэнь (Пер. с кит. И. С. Гуревич) // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб., 1993.

49. Линь-цзи лу. Вступ. ст., пер. с кит., коммент. и граммат. очерк И. С. Гуревич. СПб., 2001.

50. Чжу Си. «Син. Жэнь у чжи син» // Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.

51. Ван Янмин. «Да сюэ вэнь» // Там же.

 

2.   Исследования

Общая литература

·      Китайская философия: Энциклопедический словарь / Под ред. М. Л. Титаренко. М., 1994.

·      Великие мыслители Востока./ Под ред. проф. Яна П. Мак-Грила. М., 1999.

·      Томпсон М. Восточная философия /Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2000.

·      Ху Ши. Очерк истории китайской философии // Актуальные проблемы истории китайской философии. М., 1983.

·      Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / Пер. на рус. Котенко Р. В. СПб., 1998.

·      История китайской философии: Пер. с кит. / Общ. ред. и послесл. М. Л. Титаренко. М., 1989.

·      Гране Марсель. Китайская мысль / Пер. с фр. В. Б. Иорданского; Общ. ред. И. И. Семененко. М., 2004.

·      Нидэм Дж. Фундаментальные основы традиционной китайской науки // Классический фэншуй: Введение в китайскую геомантию / Сост., вст. ст., пер., примеч. и указ. М. Е. Ермакова. СПб., 2003.

·      Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.

·      Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.

·      Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

·      Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.

·      История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.

·      Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993.

·      Эйзенштейн С. М. Чет – нечет. Раздвоение Единого // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

·      Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.

Специальная литература

1.    Ожогин В. И. Идеи и ценности восточной философии: Индия, Китай, Япония (классический период: древность и средневековье). Программа курса и методические рекомендации. Новосибирск, НГУ, 1994.

2.    Ожогин В. И. Проблема понимания философско-религиозных учений Востока // Летняя Философская школа «Бурмистрово-99»: Философ в современном мире. Новосибирск, 1999.

3.    Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987.

4.    Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.

5.    Лукьянов А. Е. Человек и «очеловеченный» мир в древнекитайской философии // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986.

6.    Санжиев Б. Н. Китайское иероглифическое письмо и асимметрия функций мозга // Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения. М., 2002.

7.    Курносова В. Б. Текст и комментарий в китайской традиции как типы текста // Там же.

8.    Спирин В. С. Построение древнекитайских текстов. М., 1976.

9.    Захарьин А. Б. Формирование концепции «культура» («вэнь») в Древнем Китае. Автореф дисс. … канд. филол. наук. М., 2002.

10.Горохова Г. Э. К проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987.

11.Кобзев А. И. Методологическая специфика традиционной китайской философии // Там же.

12.Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

13.Крушинский А. А. Логика «И цзина»: Дедукция в древнем Китае. М., 1999.

14.От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

15.Федоренко Н. Т. У истоков истории, литературы, философии. «Шуцзин» («Книга истории»). «Шицзин» («Книга песен»). «Ицзин» («Книга перемен») // Федоренко Н.Т. Избранные произведения. В двух томах Т. 2. М., 1987.

16.Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.

17.Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

18.Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

19.Кейдун И. Б. История изучения отечественными исследователями конфуцианского трактата «Ли цзи» // Религиоведение. 2001. № 2.

20.Карапетьянц А. М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.

21.Завадская Е. В. Миссия слова в «Лунь юе» // Там же.

22.Мартынов А. С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Там же.

23.Краснов А. Б. Учение Чжу Си о природе человека // Там же.

24.Кобзев А. И. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ») // Там же.

25.Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

26.Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб., 1993.

27.Вонг Е. Даосизм. М., 2001.

28.Лукьянов А. Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М., 1992.

29.Лукьянов А. Е. Лао-цзы (Философия раннего даосизма). М., 1991.

30.Поташов Ф. И. Социально-этические характеристики человека в «Дао дэ цзин» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986.

31.Маслов А. А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». М., 2003.

32.Малявин В. В. Чжуан-цзы. М., 1985.

33.Титаренко М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985.

34.Кобзев А. И. Китайская протологика // Цивилизации. Вып. 3. М., 1995.

35.Чуев Н. И. Военная мысль в древнем Китае. История формирования военных теорий. М., 1999.

36.Китайская военная стратегия /Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2002.

37.Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.

38.Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: Тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998.

39.Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994.

40.Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

41.Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае./ Сост., пер., иссл. и комм. А. А. Маслова. М., 2000.

42.Померанц Г. С. Социальные условия расцвета и упадка чань (дзэн) в Китае // Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995.

43.Малявин В. В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

44.Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

45.Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002.

46.Ломанов А. В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996.

47.Вэнь Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. Благовещенск, 2002.

48. Оскар Чжун. Где таится утешение; Пэт Гао. Альтернативная вера; Сергей Врадий. Как на Тайване отмечалась 2551-я годовщина со дня рождения Конфуция // Тайбэйская панорама. 2001. № 6.

 

Hosted by uCoz